Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?
Решаем вместе

Прокурор разъясняет

Клевета, как уголовно наказуемое деяние.

Уголовно-правовой состав клеветы прошел длительный путь становления, претерпевая различные по своему характеру изменения –криминализация, декриминализация, повторная криминализация с последующим усилением уголовной ответственности, в частности, увеличением квалифицированных составов. Новеллой является расширение части 2 статьи 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации — введен специальный, квалифицирующий признак: клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации либо совершенная публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет».

Со временем границы публичного пространства трансформировались, цифровые технологии стали диктовать свои условия, преобразуя правовые отношения изнутри. Мнения о необходимости приведения законодательства в соответствие с современной действительностью в части клеветы в сети «Интернет» приводились во многих научных работах. В 2000 году профессор Власов А. А. указывал на следующее: «в целях упорядочивания борьбы в клеветническими и оскорбительными сведениями в сети Интернет, предлагается создание государственного органа, который мог бы по запросу граждан, суда, прокурора, адвоката, любых иных заинтересованных лиц фиксировать и подтверждать содержание определенных страничек (сайтов) в сети Интернет с целью получения доказательств наличия конкретных порочащих, не соответствующих действительности клеветнических и оскорбительных сведений».

Необходимость введения данного квалифицирующего признака неоднократно подтверждалась и материалами судебной практики. Нередко встречались уголовные дела по клевете, распространенной в социальных сетях - например пользователями сети «Одноклассники» согласно общедоступным данным являются более 330 миллионов людей (в том числе граждане СНГ), в среднем в первом квартале 2024 года количество российских пользователей в месяц составило 73,4 млн, а средняя ежедневная аудитория ВКонтакте в России — 47,2 млн. Гражданка Х. завела фейковую страничку в соцсети «Одноклассники» на имя своего знакомого, использовав имеющуюся у нее фотографию потерпевшего, с помощью этой страницы она распространила ложные сведения о частной жизни потерпевшего, порочащие его честь и достоинство, а также его несовершеннолетней дочери. По причине личных неприязненных отношений Д. Д. в сети «ВКонтакте» под псевдонимом «Митя М». опубликовал статью, в которой указал, что П. (бывшая супруга) по прежнему месту работы воровала наркотики, употребляла их при нем, ставила уколы себе в вену, становилась неадекватной и неуправляемой, оскорбляла его. Подсудимый пояснил, что публиковал сведения ввиду того, что по заявлению П. в отношении него было возбуждено уголовное дело, а также того, что П. препятствовала его общению с сыном.

Обратившись к современной уголовной судебной практике, можно найти дела, по которым прослеживается роль не только того, кто разместил информацию, но и интернет-сайта, позволившего такой информации быть размещенной. Так, на фоне личных неприязненных отношений Г. С. создала на сайте знакомств профиль А.Ф., где разместила фотографии последней с указанием заведомо ложных сведений о предоставлении услуг интимного характера, которые стали доступны для неограниченного количества пользователей сайта. В нередких случаях распространения клеветы в социальных сетях также за пределами остается вопрос контроля содержания и ответственности за размещение порочащей личность информации.

Таким образом, в настоящее время законодателем устранен правовой пробел исходя из которого распространение клеветы на сайтах сети Интернет, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, если они не зарегистрированы в качестве средства массовой информации, не образовывали квалифицирующего признака уголовного состава «Клевета». Однако устранение правового пробела не влечет за собой отсутствие проблем реализации правовой нормы, необходимости в ее совершенствовании, в том числе не только в рамках уголовно-правового регулирования, в целях действенной защиты конституционного права на личное достоинство.

В связи с чем, при наличии сведении о распространении унижающих Вашу честь и достоинство сведений в сети Интернет, необходимо обращаться в близлежащие правоохранительные органы (отделы полиции).

 

Помощник прокурора

Городищенского района                                                       П.Д. Воробьев


Защищенность в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.

В 21 веке информационные технологии стали неотъемлемой частью современной жизни, что не могло не сказаться на характере преступности, которая приобрела новые качества: техническую вооруженность, криминальный профессионализм, транснациональность.

При этом все большее распространение получили преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. Такие преступления включают как распространение вредоносных программ, взлом паролей, кражу номеров банковских карт и других банковских реквизитов, фишинг, так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду, и т. п.) через Интернет, а также вредоносное вмешательство через компьютерные сети в работу различных систем.

Одним из наиболее распространенных преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе, сети Интернет, является мошенничество.

В Российской Федерации отмечается ежегодный рост таких преступлений. Повсеместно регистрируются преступления, связанные с хищением денежных средств из банков и иных кредитных организаций, физических и юридических лиц, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, ответственность за которые в зависимости от способа преступного посягательства предусмотрена ст.ст. 158, 159, 159.3, 159.6 УК РФ.

Зачастую в совокупности с ними совершаются преступления в сфере компьютерной информации (киберпреступления), которые на практике нередко используются в качестве инструментария завладения чужим имуществом. В целях борьбы с компьютерной преступностью в УК РФ предусмотрена ответственность за ряд специальных составов, криминализирующих такие деяния, как: неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ); нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 274 УК РФ), а также неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру РФ (ст. 274.1 УК РФ).

Самый распространенный вид киберпреступлений в Российской Федерации — это телефонное мошенничество, при котором мошенники звонят по телефону и пытаются узнать у владельцев банковских карт конфиденциальные данные, сделать перевод или установить программы удаленного доступа.

Технология основана на использовании психологических слабостей человека и является достаточно эффективной. Преступник под видом сотрудника службы поддержки или службы безопасности банка звонит человеку, являющемуся пользователем банковской карты, после чего, сославшись на необходимость решения небольшой проблемы в компьютерной системе или с банковским счетом ввиду его блокировки, узнает пин-код и иные данные, позволяющие получить доступ к банковскому счету потенциального потерпевшего.

Распространены также дистанционные хищения, совершаемые посредством размещения на открытых сайтах в сети Интернет заведомо ложных предложений об услугах и продаже товаров за денежное вознаграждение.

Денежные средства неправомерно списываются со счетов потерпевших и тогда, когда в руки преступников попадают их мобильные телефоны с установленными на них банковскими сервисами.

Конфиденциальную информацию позволяет получить применение технологии фишинга. Зачастую злоумышленники рассылают потерпевшим под видом официальных письма, содержащие ссылки на фальшивые веб-страницы с формами для ввода необходимых преступникам данных, которые в последующем используются, в том числе, для доступа к банковским счетам граждан. Данный способ является эффективным, поскольку многие пользователи, не раздумывая, открывают вложения или гиперссылки.

В связи с глобальной цифровизацией общества, которая затрагивает и социально уязвимые слои населения, например, пожилых людей, испытывающих сложности при освоении современной техники, а также страдающих излишней доверчивостью, преступления в сфере информационно-коммуникационных технологий становятся все более актуальными.

В целях предупреждения и пресечения указанных видов преступлений необходимо быть предельно внимательными при осуществлении банковских операций с использованием сети Интернет и мобильных телефонов, перепроверять полученную информацию, повышать уровень правовой, финансовой и компьютерной грамотности.

 

Помощник прокурора

Городищенского района                                                       П.Д. Воробьев


Закреплен беззаявительный порядок установления ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий, принимающим участие в СВО.

Соответствующие изменения внесены в постановление Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. № 2520 «Об особенностях осуществления в 2023 году мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям лиц».

Предусмотрено, что указанная выплата устанавливается на основании сведений об оформлении соответствующего удостоверения единого образца, полученных СФР от федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, осуществляющих выдачу этих удостоверений.

Скорректирован порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2023 № 2010 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 № 2330» вносимыми изменениями уточнены, в частности, основания для отказа в назначении ежемесячного пособия; в новой редакции изложено определение "единственный родитель ребенка", порядок расчета среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов, необходимых для назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Ежемесячную выплату по уходу за ребенком-инвалидом смогут получать родители (опекуны), работающие на условиях частичной занятости.

Согласно Указу Президента РФ от 01.12.2023 № 912 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 год № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми- инвалидами и инвалидами с детства I группы» ежемесячные выплаты в размере 10 тыс. рублей по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы полагаются трудоспособным родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), неработающим либо осуществляющим трудовую деятельность на условиях неполного рабочего времени, в том числе на указанных условиях дистанционно или на дому.

Указ вступает в силу с 1 января 2024 г.

Установлен перечень видов дорогостоящего лечения, на оплату которого можно будет потратить средства, инвестированные в рамках программы формирования долгосрочных сбережений граждан.

Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2023 № 3392-р «Об утверждении Перечня видов дорогостоящего лечения для целей применения подпункта 1 пункта 6 статьи 36.41 Федерального закона от 07.05.1998 № 75- ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» утвержден перечень для целей применения подпункта 1 пункта 6 статьи 36.41 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах».

Гражданин сможет обратиться в НПФ за выплатой выкупной суммы без расторжения договора долгосрочных сбережений в размере, указанном в заявлении о выплате выкупной суммы, но не превышающем размера остатка средств на счете долгосрочных сбережений, для оплаты видов лечения из утвержденного перечня.

Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2024 года.

Госдумой принят закон о запрете для учащихся пользоваться средствами связи во время проведения учебных занятий, а также введении в образовательные программы обязательных уроков труда.

Проект Федерального закона № 470837-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит указания использовать средства связи во время проведения учебных занятий будет возможно только в случае возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаях.

Также закреплено положение о недопустимости применения физического и (или) психического насилия по отношению не только к обучающимся, но и к педагогическим и иным работникам образовательной организации.

Предусматривается, что за неисполнение или нарушение в том числе требований к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения в образовательной организации к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление.

Устанавливается, что в целях защиты своих прав педагогические работники самостоятельно или через своих представителей вправе: направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к обучающимся, нарушающим или ущемляющим права педагогических работников, дисциплинарных взысканий; обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; использовать не запрещенные законодательством РФ иные способы защиты прав и законных интересов.

Руководитель образовательной организации обязан принимать относящиеся к компетенции образовательной организации меры для защиты прав участников образовательных отношений, недопущения применения в отношении них физического и психического насилия.

Установлены правила приобретения лекарственных препаратов и медицинских изделий, средств реабилитации и иных товаров Государственным фондом поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества».

Постановлением Правительства      РФ      от      20.09.2023      №      1535 «Об утверждении Правил приобретения лекарственных препаратов и медицинских изделий, в том числе не зарегистрированных в Российской Федерации, технических средств реабилитации, не входящих в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, включая высокофункциональные протезы и протезно-ортопедические изделия, закупаемых Государственным фондом поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества" для лиц, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 г. № 232 "О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества", либо группы таких лиц, а также товаров, работ, услуг, закупаемых данным Фондом в целях адаптации жилых помещений под индивидуальные потребности указанных лиц и Положения о работе комиссий по обследованию жилых помещений лиц, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 г. № 232 "О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества", в целях адаптации жилых помещений для проживания в них инвалидов» закреплено, что финансовое обеспечение приобретения Фондом лекарств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, средств адаптации жилых помещений для участников боевых действий осуществляется за счет грантов в форме субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, а также добровольных имущественных взносов и пожертвований и иных источников.

Также документом утверждено Положение о работе комиссий по обследованию жилых помещений участников СВО в целях их адаптации для проживания инвалидов.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Отдельным категориям лиц выдача удостоверения ветерана боевых действий будет осуществляться в беззаявительном порядке.

Согласно с Постановлением Правительства РФ от 20.09.2023 № 1536 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763» удостоверение может быть выдано федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами) при отсутствии заявления и при наличии подтверждающих документов: военнослужащим, принимавшим участие в выполнении задач в ходе СВО на территориях Украины, ДНР и ЛНР с 24 февраля 2022 года, на территориях Запорожской и Херсонской областей с 30 сентября 2022 года; лицам, направлявшимся для обеспечения выполнения задач в ходе СВО на территориях Украины, ДНР и ЛНР с 24 февраля 2022 года, отработавшим установленный срок либо откомандированным досрочно по уважительным причинам.

На военные комиссариаты возложены полномочия, в том числе, по выдаче удостоверений членам семьи лиц, заключивших контракт с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, погибших (умерших) в ходе СВО на территориях Украины, а также новых субъектов РФ.

На основании Постановления Правительства РФ от 28.09.2023 № 1584 «О внесении изменения в пункт 2 инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий» выдача удостоверений производится на основании личного заявления члена семьи или законного представителя члена семьи погибшего (умершего), поданного в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

Уточнены некоторые особенности функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Постановлением Правительства РФ от 20.09.2023 № 1530 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 655» в частности, внесены изменения в пункт 6(1) Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих: предусмотрено, что накопления для жилищного обеспечения будут учитываться на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в течение периода, когда участник проходил военную службу по контракту и был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы независимо от причин перерывов в военной службе.

Установлено, что действие указанного пункта распространяется на военнослужащих, которые на 9 мая 2023 г. включены в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, независимо от даты возникновения оснований для включения их в указанный реестр.

Установлены случаи сохранения за военнослужащими - контрактниками, направленными за пределы территории РФ, и членами их семей права состоять в списках, нуждающихся в жилье, а также права на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилья в местах проживания членов их семей.

Приказом Министра бороны РФ от 24.08.2023 №541 «Об установлении случаев сохранения за военнослужащими - гражданами Российской Федерации, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и направленными для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, и членами их семей права состоять в списках нуждающихся в специализированных жилых помещениях, права на обеспечение и права пользования занимаемыми служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями в общежитиях, арендованными жилыми помещениями по прежнему месту военной службы, а также права на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в местах проживания членов их семей» установлены случаи сохранения за военнослужащими - контрактниками, направленными за пределы территории РФ, и членами их семей права состоять в списках, нуждающихся в жилье, среди которых:

отсутствие по месту прохождения военной службы в воинских частях (организациях, учреждениях, органах), дислоцированных за пределами территории РФ, жилых помещений, в том числе арендованных, а также невозможность найма (поднайма) жилых помещений;

возникновение на территории иностранного государства, куда военнослужащие направлены для прохождения военной службы по контракту, кризисных и (или) чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу жизни и безопасности членов семьи таких военнослужащих;

направление военнослужащих за пределы территории РФ без семьи в соответствии с приказом Министра обороны РФ.

Выплата компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации или оказанную услугу осуществляется в соответствии с новым порядком.

Приказ  Минтруда России от 26.07.2023 №603н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» определяет правила выплаты компенсации за приобретенное инвалидом техническое средство и (или) услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

Компенсация выплачивается территориальными органами СФР в размере стоимости приобретенного технического средства и (или) оказанной услуги, но не более размера средневзвешенной цены однородного технического средства и (или) однородной услуги, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Социальный Фонд России утвердил правила оформления электронного документа об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста.

В соответствии с Приказом СФР от 14.09.2023 № 1699 «Об утверждении Порядка оформления электронного документа, содержащего сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста» гражданам, обратившимся лично либо через своего представителя в территориальный орган СФР, в МФЦ, по почте, а также в случае направления запроса в электронной форме через Единый портал госуслуг предоставляется электронный документ об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста, который формируется в автоматическом режиме на основании сведений, имеющихся в распоряжении СФР, в том числе сведений индивидуального (персонифицированного) учета, и направляется гражданину не позднее трех рабочих дней со дня регистрации запроса в территориальном органе СФР.

Уточняется порядок обязательного медицинского освидетельствования лиц, получивших свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, лиц, подавших заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ, и прибывших с указанными лицами членов их семей.

В соответствии с Приказом Минздрава России от 06.03.2023 № 94н «О внесении изменений в Порядок обязательного медицинского освидетельствования лиц, получивших свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, лиц, подавших заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, и прибывших с указанными лицами членов их семей, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 ноября 2021 г. № 1078н» для прохождения медицинского освидетельствования освидетельствуемый может представить в медицинскую организацию справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища. Также документом уточнен перечень медицинских исследований в целях сокращения сроков проведения исследований на выявление наличия (отсутствия) у освидетельствуемого туберкулеза.

Вступил в силу Указ Президента РФ о «цифровом паспорте».

Указом Президента РФ от 18.09.2023 № 695 «О представлении сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, с использованием информационных технологий» установлено, что представление гражданами РФ сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, либо иных документах, выданных гражданам РФ государственными органами РФ, в электронной форме с использованием мобильного приложения единого портала госуслуг приравнивается в случаях, определенных Правительством РФ, к предъявлению указанных документов.

Представление сведений с использованием мобильного приложения является добровольным.

Внесены изменения в отдельные законодательные акты в сфере военной службы.

В частности, установлено, что граждане подлежат исключению из мобилизационного людского резерва в том числе в связи с поступлением на военную службу по контракту. Исключение составляют граждане, пребывающие в запасе и изъявившие желание поступить на военную службу по контракту на срок до одного года в период чрезвычайных обстоятельств, либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо для участия в операциях, проводимых Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами за пределами территории РФ, либо для участия в походах кораблей.

Определены случаи приостановления пребывания граждан в мобилизационном людском резерве. Действие указанных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.

Федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых предусмотрена военная служба, наделены полномочиями по установлению порядка обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или участвующих в боевых действиях, и граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, маркированными почтовыми конвертами.

Единовременное пособие, указанное в части 3 статьи 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат, не выплачивается военнослужащему-контрактнику при его увольнении также в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, связанных с прохождением военной службы в войсках национальной гвардии РФ и ГУСП России.

Прокуратура Городищенского района разъясняет положения Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее - Закон).

Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом (ч. 2 ст. 2 Закона).

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, составляемые исполнительно распорядительным органом муниципального образования (ст. ст. 3, 4 Закона).

Присяжными заседателями не могут быть лица (ч. 2 ст. 3 Закона):

- не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

- имеющие непогашенную или неснятую судимость;

- признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

- состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица (ч. 3 ст. 3 Закона):

- подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

- не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

- имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на период рассмотрения уголовного дела (ч. 1 ст. 10 Закона).

При этом кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании (ч. 2 ст. 10 Закона).

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период (ч. 1 ст. 11 Закона).

Кроме того, присяжному заседателю возмещаются судом командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных для судей (ч. 2 ст. 11 Закона).

Также за присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.

Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются (ч. 3 ст. 11 Закона).

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа (ч. 4 ст. 11 Закона).

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ», Законом РФ от 26.07.1992 № 3132-1 «О статусе судей в РФ», Федеральными законами от 20.04.1995 № 45- ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Согласно ст. 6 Закона, должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации, указанные лица несут ответственность, установленную ст. 17.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

___________________________________________

ПРОКУРАТУРА
ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА
РАЗЪЯСНЯЕТ 

УВАЖАЕМЫЕ СОБСТВЕННИКИ САДОВЫХ УЧАСТКОВ!!!

Во избежание отключения электроэнергии Вашего садового участка за долги СНТ перед ресурсоснабжающей организацией Вы праве обратиться в ВМУ Городищенский сбытовой участок ПАО «Волгоградэнергосбыт» для открытия индивидуальных лицевых счетов и осуществления прямых расчетов за поставленную услугу «электроснабжение».

Для открытия лицевого счета Вам необходимо предоставить заявление и копии следующих документов:

1. Паспорт собственника;

2. Документы, подтверждающие право собственности на строение и земельный участок (свидетельство на право собственности или выписки из ЕГРН);

3. Если собственность долевая, необходимо представить копии паспортов всех собственников с заявлениями-согласиями на оформление лицевого счета;

4. Справка об отсутствии/наличии газоснабжения;

5. Справка из СНТ о подключении к их сетям;

6. Копия садовой книжки (в полном объеме);

7. Договор с СНТ о пользовании общим имуществом;

8. Справку с СНТ о согласии правления на заключение договора с ПАО «Волгоградэнергосбыт»;

9. Данные установленного расчетного прибора учета электрической энергии (фото и паспорт счетчика, формуляр)

10. Электронный адрес для отправки квитанций, номер телефона для связи.

11. Акт об осуществлении технического присоединения (при наличии)

Копии вышеуказанных документов должны быть надлежащим образом заверены, то есть подписаны уполномоченным лицом заявителя.

Контактные телефоны:8-84468(3-54-12; 3-52-68, 3-39-27).

Городищенский сбытовой участок: р.п. Городище, ул. Нефтяников 28.

__________________________________

Преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.

В настоящее время продолжается процесс цифровизации и внедрения новых средств связи и удаленной коммуникации, многие государственные услуги получаются через удвоенные сервисы. Вместе с этим и повышаются риски, связанные с использованием преступниками современных технологий.

Появилось огромное количестве магазинов работают в режиме онлайн, в этой связи все больше людей совершают онлайн покупки. С развитием новых технологий появляются и новые, работающие схемы мошенничества, не требующие особых навыков.

В 2022 году в Городищенском районе наблюдается рост на 37,1 % (с 62 до 85) количества преступлений, совершенных в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, однако процент раскрытых по сравнению 2021 годом увеличился на 1,7 %.

Чтобы не стать очередной жертвой мошенников, следует знать основные схемы таких преступлений.

Распространены случаи, когда мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов и сообщают, что прямо со счета гражданина происходит хищение средств либо незаконное оформление кредита. Для сохранения денег преступники предлагают перевести деньги на «безопасный» и «защищенный» счет при этом убеждают людей (преимущественно более возрастное население) не слушать сотрудников банка, которые пытаются их остановить. В этой связи, при поступлении сомнительных звонков либо сообщений следует прекратить разговор, так как сотрудники банка, как правило, для осуществления каких-либо операций и работы со счетом приглашают в офис.

Что касаемо онлайн покупок, При каждой оплате товаров или услуг с помощью электронных средств платежа необходимо соблюдать определенные правила: не использовать подозрительные Интернет-сайты (в некоторых случаях мошенники используют копии известных сайтов), подключить Интернет-банк и СМС-оповещение, не сообщать данные своей карты другим людям, в том числе банковским служащим, работникам интернет-магазинов.

Ни при каких условиях нельзя переходить по сомнительным Интернет-ссылкам, сообщать третьим лицам остаток денег на счетах, банковских картах, их номера, сроки действия, CVC/CVV-коды с оборота карт и коды из СМС-сообщений, приходящих с сервисных телефонных номеров банков.

Такого рода Преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий квалифицируются по ст. 159 Уголовного кодекса РФ.

 

Помощник прокурора района

 

Юрист 3 класса                                                                               А.Р. Омаров

_____________________________

Изменение порядка привлечения хозяйствующих субъектов

к административной ответственности

 С 06.04.2022 вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части изменения порядка привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности.

Поправки направлены на смягчение и снижение финансовой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности при выявлении в их действиях (бездействии) административных правонарушений.

В частности, статья 2.1 КоАП РФ дополнена частями 4 и 5, определяющими условия, при которых исключается одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица, а также его должностного лица или работника за совершение административного правонарушения.

Так, юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил и норм (ч.4 ст.2.1 КоАП РФ).

Если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с п.3 или 5 ч.1 ст.3.5 КоАП РФ, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности (ч.5 ст.2.1 КоАП РФ).   

Особое внимание заслуживают изменения, внесенные в ч.3 ст.3.4 КоАП РФ, согласно которым с 06.04.2022 для органа контроля (надзора) установлена обязанность, а не право, как было ранее, по замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, в случаях, предусмотренных ст.4.1.1 КоАП РФ, для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников.

С указанной выше даты Кодекс также дополнен статьей 4.1.2, устанавливающей дополнительные льготы для малых и микропредприятий.

Так, размер административного штрафа для указанных хозяйствующих субъектов определяется исходя из предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) административного штрафа для индивидуального предпринимателя. При этом, если санкция соответствующей статьи (части статьи) не предусматривает такого штрафа для индивидуального предпринимателя, то административный штраф назначается в размере от половины минимального до половины максимального размеров (величины) административного штрафа, предусмотренного для юридического лица, если он имеет фиксированный размер.

Однако размер административного штрафа для малых и микропредприятий не может быть меньше минимального размера (величины) административного штрафа, назначаемого за соответствующее правонарушение, для должностного лица.

Указанные послабления не распространяются на индивидуальных предпринимателей, совершивших административные правонарушения, за которые соответствующей статьей (частью статьи) они несут административную ответственность как юридические лица (ч.4 ст.4.1.2 КоАП РФ).

Особое внимание необходимо обратить на изменившийся порядок, установленный ст.4.4 КоАП РФ, назначения наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, которые рассматриваются одним должностным лицом (уполномоченным органом или судом).

Так, введенным в действие пунктом 3 ч.3 ст.4.4 КоАП РФ, предусмотрено, что при назначении наказания в вышеуказанной ситуации приоритетной является санкция статьи (части статьи), которой не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа.

Важным изменением стало введение в действие частей 5 и 6 ст.4.4 КоАП РФ, которыми урегулирован порядок назначения административных наказаний при выявлении в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия нескольких правонарушений.

Так, в силу ч.5 указанной статьи, в случае выявления нескольких административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи), административное наказание назначается как за совершение одного административного правонарушения.

 Если же в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия выявлены административные правонарушения, которые охватываются несколькими статьями (частями статей), то применяется порядок назначения наказания, установленный ч.2-4 ст.4.4 КоАП РФ.

 Кроме того, постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и от 24.03.2022 № 448 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлены ограничения при поведении контрольными (надзорными) органами  проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий.

 Для снижения административной нагрузки на бизнес органам контроля необходимо отдавать приоритет профилактическим мероприятиям, перечисленным в ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», при невозможности их проведения – мероприятиям, осуществляемым без взаимодействия с контролируемым лицом (ч. 3 ст. 56 Федерального закона № 248-ФЗ), либо дистанционным способом (за исключением видов контроля указанных в законе).

 Старший помощник прокурора Городищенского района Волгоградской области Москаленко Л.В.

_______________________

Упрощен порядок получения инвалидами мер социальной поддержки

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 № 1651 приняты поправки, упрощающие порядок получения инвалидами технических средств реабилитации и других мер социальной поддержки.

Так, инвалиды и не являющиеся таковыми отдельные категории граждан из числа ветеранов, смогут подать полный пакет документов на получение технических средств реабилитации и других мер поддержки через портал госуслуг.

Ранее дистанционно можно было отправить только заявление. Оригиналы остальных документов, подтверждающих право на получение услуги, требовалось лично представлять в орган социальной защиты. Теперь появилась возможность прикреплять электронные образы всех документов к заявлению и отправлять их в уполномоченный орган в электронной форме. После рассмотрения заявления в личный кабинет поступит направление на получение необходимого средства реабилитации или услуги.

Таким способом можно будет получить кресла-коляски, слуховые аппараты, протезы, услуги сурдоперевода, взять в помощь собаку-проводника, компенсировать расходы на ее содержание и ветеринарное обслуживание. Аналогичный порядок будет действовать для ветеранов, которые нуждаются в протезно-ортопедических средствах.

 

Прокурор района                                                                                Т.Н. Ивлиева

_______________________________________

«Упрощен порядок подключения садовых участков к электросетям»

 Постановлением Правительства РФ от 09.10.2021 № 1711 внесены изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям.

20 октября 2021 года, вступили в силу поправки, упрощающие порядок подключения садовых участков к электросетям.

Так, владелец участка теперь может самостоятельно подать заявку на подключение. Ранее приходилось обращаться в сетевую организацию через садоводческое или огородническое товарищество, что замедляло процесс подведения электроэнергии к участкам потребителей.

Все необходимые коммуникации теперь смогут подводиться непосредственно к участку заявителя. Такой возможностью могут воспользоваться дачники для подключения энергопринимающих устройств мощностью не более 15 кВт. До внесения поправок сетевая компания была обязана подводить линию только до границ товарищества.

Товарищество не вправе препятствовать сетевой организации в проведении работ по технологическому присоединению и требовать за это плату.

 

Прокурор района                                                                                Т.Н. Ивлиева

_______________________________________________

«Ответственность за изготовление и использование поддельного сертификата о прохождении вакцинации»

Федеральным законом №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и отраслевыми приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации определен порядок прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции.

Согласно положениям действующего федерального законодательства, вакцинация от новой коронавирусной инфекции входит в Календарь профилактических прививок, выдаваемый сертификат о такой вакцинации является официальным документом, подтверждающим прохождение гражданином профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения инфекционных болезней.

В связи с этим, подделка, изготовление, оборот такого документа, содержащего ложные сведения, а равно его приобретение для дальнейшего использования, может повлечь уголовную ответственность для приобретателя (пользователя) вплоть до лишения свободы (ст.327 УК РФ).

Кроме того, уполномоченные на проведение вакцинации лица, фактически не применившие вакцину, но внесшие сведения в соответствующий сертификат подлежат ответственности по ст.292 УК РФ (служебный подлог).

За изготовление, а также сбыт поддельного сертификата юридические лица в соответствии со ст.19.23 КоАП РФ наряду с ответственностью физических и должностных лиц несут административную ответственность в виде штрафа в размере до 50 000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения; при повторном совершении такой штраф составит до 100 000 тысяч рублей с соответствующей конфискацией.

 

Прокурор района                                                                                Т.Н. Ивлиева

________________________________________

Утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы.        

Национальный план реализуется путем осуществления государственными органами, органами местного самоуправления и организациями мероприятий, направленных на предупреждение коррупции и борьбу с ней, а также на минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений, по следующим основным направлениям, в том числе:

- совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отдельных сферах деятельности;

- повышение эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

- совершенствование порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

- применение мер административного, уголовного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования.

Кроме этого, к числу основных направлений, включенных в Национальный план отнесены: реализация мер по повышению эффективности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов; применение дополнительных мер по расширению участия граждан и институтов гражданского общества в реализации государственной политики в области противодействия коррупции, а также разработка мер по противодействию новым формам проявления коррупции, связанным с использованием цифровых технологий.

В Плане также предусмотрен ряд образовательных и просветительских мероприятий для государственных, муниципальных служащих и других граждан.

Планируются просветительские мероприятия, направленные на информирование граждан о требованиях законодательства о противодействии коррупции и на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям. К ним отнесены регулярное чтение публичных лекций по антикоррупционной тематике и распространение в сети «Интернет» контента, направленного на популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов.

Уменьшение заработной платы при переходе на дистанционный режим работы, по общему правилу, не допустимо

 

Прокурор района                                                                                Т.Н. Ивлиева

__________________________________________

«Уменьшение заработной платы при переходе на дистанционный режим работы, по общему правилу, не допустимо»

В силу статьи 312.5 Трудового кодекса Российской Федерации, выполнение работником трудовой функции дистанционно не может являться основанием для снижения ему заработной платы. Такой подход является совершенно обоснованным, так как работник меняет только место выполнения работы, а объем его трудовых обязанностей не сокращается.

Вполне понятно, что в каждой организации имеются особенности трудового процесса, которые порой бывает трудно предугадать при переходе на дистанционный режим работы. Во избежание излишних трудовых споров законодатель в 2020 году дополнил Трудовой кодекс РФ новыми положениями (статья 312.9) и регламентировал этот процесс.

Нужно понимать, что в случае эпидемии или эпизоотии и в иных исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть временно переведен по инициативе работодателя на дистанционную работу на период наличия указанных обстоятельств (случаев).

То есть, согласие работника на такой перевод не требуется.

При этом работодатель должен обеспечить такого работника необходимыми для выполнения им трудовой функции дистанционно оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами либо выплачивает дистанционному работнику компенсацию за использование принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, возмещает расходы, связанные с их использованием, а также возмещает дистанционному работнику другие расходы, связанные с выполнением трудовой функции дистанционно.

Правильно поступают те работодатели, которые заблаговременно принимают локальный нормативный акт о порядке временного перевода работников на дистанционную работу. В этом случае «правила игра» известны всем заранее.

При временном переводе на дистанционную работу по инициативе работодателя в рассматриваемом случае внесение изменений в трудовой договор с работником не требуется. По окончании срока такого перевода работодатель обязан предоставить работнику прежнюю работу, а работник обязан приступить к ее выполнению.

Если специфика работы, выполняемой работником на стационарном рабочем месте, не позволяет осуществить его временный перевод на дистанционную работу по инициативе работодателя либо работодатель не может обеспечить работника необходимыми для выполнения им трудовой функции дистанционно оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами, время, в течение которого указанный работник не выполняет свою трудовую функцию, считается временем простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника.

Этот случай является исключением из общего правила. При таких условиях оплата работнику производится в порядке, предусмотренным частью второй статьи 157 Трудового кодекса РФ - в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами на период простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, может устанавливаться больший размер оплаты труда.

Прокурор района                                                                                Т.Н. Ивлиева

________________________________________________

«Ответственность за управление электросамокатами лицами, не имеющими водительского удостоверения.

В последнее время на территории крупных городов страны набирает популярность услуга по краткосрочной аренде элекросамокатов, или кикшеринг, которой может воспользоваться любой желающий путем установки соответствующего мобильного приложения.

Одновременно с появлением данной услуги участились случаи травматизма, в том числе детского, нередки и дорожно-транспортные происшествия с участием электросамокатов.

В этой связи, приобретая в пользование или аренду электросамокат, необходимо помнить, что значительная часть из них обладает мощностью более 0,25 кВт, что подразумевает обязательное наличие водительского удостоверения категории «М».

Права этой категорией предоставляются лицам, достигшим 16 лет.

Несоблюдение указанных требований влечет установленную законом ответственность, а именно:

-   за управление электросамокатом в отсутствие водительского удостоверения частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;

-  за управление электросамокатом без мотошлема или в незастегнутом мотошлеме статьей 12.6 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере одной тысячи рублей.

Кроме того, в случае управления электросамокатом лицом, не достигшим возраста 16 лет, может быть рассмотрен вопрос об ответственности его родителей и иных законных представителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, которая предусмотрена статьей 5.35 КоАП РФ в виде штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

 

Прокурор района                                                                                Т.Н. Ивлиева

_________________________________________________

На какой размер материнского (семейного) капитала может рассчитывать гражданка РФ, родившая третьего ребенка с 1 января 2020 года, если ранее у нее такое право не возникло?

В силу ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Размер материнского (семейного) капитала с 01.01.2021 равен 483 881, 83 руб. (за первого ребенка).

Согласно ч.1 ст.8 Федеральный закон от 08.12.2020 №385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» размер материнского (семейного) капитала для лиц, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возникло в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, при рождении (усыновлении) второго ребенка увеличивается на 155 550,0 рубля.

Размер материнского (семейного) капитала для лиц, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возникло в связи с рождением (усыновлением) второго или третьего ребенка и последующих детей начиная с 1 января 2020 года, если ранее такое право у них не возникло, составляет в 2021 году 639 431,83 рубля.

Таким образом, при сложившихся обстоятельствах, гражданка РФ имеет право на выплату материнского (семейного) капитала в размере 639 431,83 рубля.